г. Киев, ул. Щусева, д.35-А

29 Декабря 2017

Еще свежо в памяти воспоминание о резком скачке цены на газовое моторное топливо в августе – сентябре 2017 года. Когда с цены 11 грн/литр (на 1 августа) автогаз на заправках подорожал до 16 грн/литр (на 1 сентября).

Ценовая встряска длилась не долго. Как и предрекали эксперты, вскоре цена упала до 13 грн/литр и продолжает понемногу снижаться, по состоянию на 1 декабря уже находилась на уровне 12 грн 60 коп за литр. Но ситуация заставила автомобилистов крепко задуматься о будущем.

image001.jpg

Причинами резкого скачка цены на автогаз в августе – сентябре 2017 года стали следующие факторы:

1.      Стремительный рост рынка сжиженного LPG, вызванный массовой установкой на автомобили ГБО популярного ныне 4-гопоколения. Так, согласно статистики, за первые 7 месяцев 2017 года было реализовано приблизительно 800 тысяч тонн сжиженного газа. Что на 34 % больше, чем за тот же период 2016 года. Доля пропан-бутанового газового топлива уже достигла 30 % от общего автомобильного топливного рынка Украины. В результате взрывного рыночного роста были созданы все предпосылки для появления дефицита газового топлива на автозаправках.

2.      Остающаяся высокая зависимость рынка сжиженного LPG от поставок из России и связанной с ней (политически, экономически) Беларуси (суммарно до 68 % рынка автогаза). А при работе с Россией в нынешних условиях очень большое влияние оказывает политическая составляющая. В августе 2017 года как-то подозрительно согласованно произошли «поломки» и «ремонты» на нефте- и газоперерабатывающих заводах в России и Беларуси, ориентированных на украинский рынок. Объем поставок упал, что и стало непосредственной причиной дефицита газа на топливном рынке, и соответственно,  ценового скачка.

image002.jpg

Цены на рынке автомобильного газа вскоре снизились и стабилизировались, хотя и не опустились полностью на исходные позиции (на 1 августа). Но тревожный осадок, как говориться, остался. Как смотреть в будущее владельцам автомобилей, оборудованных ГБО – с оптимизмом или с унынием?

Считаем, что предпосылок для оптимизма больше. Вызвано это как рациональными соображениями, так и анализом недавнего ценового скачка. Фактически он длился не более трех недель, после чего началась быстрая коррекция рынка LPG в сторону понижения. Это наталкивает на мысль, что никакие политические инсинуации, экономические махинации не способны надолго возмущать немонополизированный, хорошо диверсифицированный рынок, каковым рынок автогаза в Украине и является. Законы рынка возьмут свое, на опустевшую долю «политически мотивированных» продавцов придут другие, более стабильные, рыночно ориентированные, и рынок восстановит свое равновесие. Кстати, первые газовозы с LPG из США уже начали пришвартовываться к газовым терминалам Европы, некоторые совсем близко от Украины – в Польше.

image003.jpg

Если экономически установлено оптимальное соотношение, что сжиженный газ для авто должен быть вдвое дешевле бензина, то операторы рынка сжиженного газа будут изо всех сил поддерживать это соотношение. Если цена автогаза превышает 50% стоимости автобензина, установка и эксплуатация ГБО на машинах становиться экономически невыгодной, рынок моторного газового топлива начинает резко схлопываться, «газовщики» сразу же начинают терпеть серьезные убытки. Ведь бензин является очень доступной и быстро реализуемой альтернативой дорогому автогазу, достаточно лишь установить переключатель на ГБО в соответствующее положение. Это не в пример легче, чем перейти на дизель или электрический движитель, для чего нужно купить уже новый автомобиль.

Потому всем автомобилистам, установившим или задумавшим установить ГБО на свой автомобиль, следует смотреть в будущее оптимистично. В среднесрочной перспективе рыночные маркеры указывают на затягивание эпохи дорогого автобензина, и на сохранение экономически оправданного соотношения цены автогаза на автозаправках не более 50 % от стоимости бензина. А все резкие возмущения на рынке имеют под собой конъюнктурную природу и тенденцию к быстрому окончанию.

Рассказать друзьям: