г. Киев, ул. Щусева, д.35-А

29 Января 2018

С начала января нового 2018 года автомобилисты опять (в какой уже раз?!) наблюдают быстрое изменение ценников на бензин и дизтопливо на автозаправках. Конечно же – в сторону повышения. Причиной тому опять называются – рост стоимости нефти на мировых рынках, недостаточную поставку топлива на локальный украинский рынок, бесконечные ремонты то на белорусских, то на литовских НПЗ, проседание гривны по отношению к доллару…

Только вот справедливо замечено, что все те, кто таким образом трактует события, никогда не смогут объяснить, почему бензиновые цены на отечественных заправках никогда не снижаются, не возвращаются на исходные позиции даже при самой благоприятной нефтяной ценовой конъюнктуре в мире, в периоды регулярных поставок топлива в Украину, валютно-курсовой стабильности… Все прекрасно все понимают – проблемы в монополизации украинского топливного рынка, антимонопольном законодательстве и практике его применения.

Нефтяное моторное топливо – дизель и бензин – стали устойчиво расти в цене еще с сентября 2017 года. За указанный период средняя цена на заправках выросла: бензин – в среднем на 5,55 грн/л, дизтопливо – на 6,0 грн/л. И как говорится, все бы было для автомобилистов весьма плачевно, если бы не существовало альтернативы в виде моторного газового топлива.

image003.jpg

Рынок автомобильного газа в Украине намного менее монополизирован, опирается на отечественную сырьевую базу, потому за тот же отчетный период, даже на фоне стабильного роста «бензиновых» цен, «газовые» демонстрировали нерушимую стабильность. Сравним: в сентябре 2017-го цена на автогаз составляла 13 грн/л, в январе 2018-го – все те же 13 грн/л, опускаясь в ноябре – декабре до 12,5 грн/л. Осенне-зимний период 2017 – 2018 годов стал самым красноречивым и показательным, когда автовладельцы, оборудовавшие свои автомобили газобаллонным оборудованием, вполне насладились своей предусмотрительностью, с удовольствием подсчитали полученную немалую финансовую выгоду.

Ведь газовую топливную аппаратуру ставят на автомобиль именно для получения экономии на топливе. В обычных условиях ценового равновесия на топливном рынке, цена на автогаз в среднем составляет около 60% от стоимости бензина. И это считается достаточным условием для того, чтобы установка ГБО на машину была экономически оправданной (в двух – трехлетнем временном разрезе). В условиях ценовой нестабильности, по состоянию на январь 2018 года (26 января в среднем цена бензина А95 на АЗС составила 30 грн/л) моторный газ по цене составил всего 43% от стоимости бензина, и 46% от стоимости дизеля. Как говориться, почувствуйте (посчитайте) разницу. При таком ценовом разрыве между нефтяным и газовым топливом, окупаемость установки на машину ГБО снижается до 0,5 – 1 года.

image002.jpg

image006.jpg

Табл. 1 Динамика цен на бензин и ДТ с сентября 2017 по январь 2018, в среднем по Украине.

image008.jpg

Табл. 2 Динамика цен на автомобильный газ с сентября 2017 по январь 2018, в среднем по Украине.

Выводы из оценки ситуации напрашиваются однозначные. Особенности украинского топливного рынка таковы, что финансовая выгода от установки ГБО является актуальной уже на протяжении довольно длительного времени. И объективных причин для снижения «газовой» привлекательности в сравнении с бензином/дизелем – не предвидится. Она очевидна в периоды ценового спокойствия и равновесия на топливном рынке, становится просто бесспорной в периоды, когда цены на «нефтяное» топливо начинает «штормить». Потому прочь сомнения – установка ГБО на автомобиль была выгодной до топливного кризиса зимы 2017/2018гг, стала невероятно выгодной в настоящий момент, и очевидно, будет оставаться таковой в обозримом будущем.

Рассказать друзьям: