Автомобильное газобаллонное оборудование, как и любая сложная техническая система, требует:
ежедневного и периодического сервисного технического осмотра;
настройки;
регламентного и непланового сервисного техобслуживания;
ремонта.
Их необходимость вызвана естественным накоплением изменений (загрязнение фильтров, трубопроводов, окислительные (коррозионные) процессы в механизмах, электроцепях, сбои в ячейках памяти электроники и т.д.), которые со временем неизбежно происходят даже в идеально установленном и настроенном ГБО. При этом прослеживается обратная зависимость – чем более качественно и регулярно проводятся сравнительно недорогие сервисные технические осмотры, совмещенные с сервисным техническим обслуживанием, тем реже дело доходит до несравненно более дорогих ремонтов. Например, превышение сроков замены топливных фильтров чревато попаданием газолина в газо-топливные форсунки, которые после этого ремонту фактически не поддаются, требуя полной замены.
Газобаллонное оборудование 4 поколения и выше основано на электронном (компьютеризированном) управлении рабочими параметрами, определить и настроить которые в домашних и кустарных условиях, без сложных электронных диагностических приборов – невозможно. Такие приборы и специалистов по работе с ними можно найти только в специализированных СТО, одной из которых является СТО Gazzilla.
Таким образом, для автомобилей с современным ГБО сервисное обслуживание становиться не прихотью, а насущной необходимостью. Игнорирование нормативных сроков прохождения регламентных работ чревато полным выходом оборудования из строя и длительными дорогостоящими ремонтами.
Ежедневный осмотр – проводится автомобилистом самостоятельно в процессе повседневной эксплуатации автомобиля на газовом топливе. В ходе его выявляются очевидные нарушения в работе оборудования, которые являются основаниями для обращения к мастерам специализированного сервиса. Такими основаниями могут быть:
выявление разгерметизации системы и утечки (наличие запаха) газа;
неудовлетворительный запуск машины на газу;
работа двигателя с перебоями на газовом топливе;
ухудшение динамических (разгонных, тяговых) характеристик автомашины на газу;
заметное увеличение расхода газового топлива относительно нормативного;
самовольное переключение аппаратуры с газа на бензин (автомобиль «не хочет» ехать на газу);
сигнализация автомобильной OBD2-системы «Check Engine».
Настройка ГБО – обязательная операция при проведении любых изменений на аппаратуре. Ее задачей является приведение рабочих параметров газобаллонного оборудования к нормативным (оптимальным) показателям. Проводится после:
установки аппаратуры на автомобиль;
проведенного регламентного технического обслуживания;
внепланового технического обслуживания и текущего ремонта.
Настройка ГБО (4 поколения) состоит в компьютерной диагностике и коррекции блока управления газовым оборудованием. Она включает в себя:
регулировку параметров срабатывания и впрыска газовых форсунок на различных режимах работы двигателя;
настройку рабочего давления газового редуктора при различных режимах силовой установки;
настройку температурной коррекции в электронном блоке управления.
Настройка электронного (или вакуумного) редуктора-испарителя (2 поколения) состоит в регулировке параметров топливной смеси. Она включает:
установку оборотов двигателя холостого хода;
настройку чувствительности мембраны редуктора;
регулирование газового дозатора.
Регламентное техническое обслуживание ГБО. Проводится, как правило, после каждых 10 000 км пробега автомобиля, или (если автомашина эксплуатируется мало) один раз в 1 – 2 года. Его необходимость обусловлена значительной вероятностью накопления к этому сроку естественных изменений в работе оборудования (загрязнение фильтров, накопление конденсата, вибрационное нарушение герметичности соединений и др.).
Для ГБО 4-го поколения в перечень регламентных работ входит:
замена фильтра грубой очистки газового топлива (жидкой фазы);
замена фильтра тонкой очистки газового топлива (газообразной фазы);
настройка рабочих параметров ЭБУ;
проверка газоанализатором всех системных соединений;
проверка герметичности системы дымогенератором.
Для ГБО 2-го поколения в перечень регламентных работ входит:
замена топливного фильтра (жидкой фазы);
настройка электронного редуктора-испарителя;
слив конденсата;
проверка газоанализатором всех системных соединений;
проверка герметичности системы дымогенератором.
В ходе проведения периодического сервисного осмотра, регламентных и неплановых сервисных работ на газобаллонном оборудовании может быть выявлено наличие более серьезных неисправностей. По их результатам может понадобиться:
прочистка и калибровка форсунок;
замена топливных форсунок;
замена диафрагмы, уплотнительных колец и прокладок (ремкомплекта) редуктора;
замена газового редуктора.